Болотова Анна Сергеевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ пос. Кировский детский сад "Колобок"
План ОПКГБОУ СОШ пос. Кировский СП д/с «Колобок» Детское объединение по интересам «Основы православной культуры» «Мир – прекрасное творение»» в старшей группе на 2014 – 2015 год. Воспитатель: Болотова (Черкасова) А. С. пос. Кировский 2013 – 2014 г.
Список детей средней группы детского объединения по интересам «Основы православной культуры» «Мир – прекрасное творение»» на 2014 – 2015 год. 1. Наташа Б. 2. Стас П. 3. Даша Ч. 4. Данил Е. 5. Данил П. 6. Ваня М. 7. Саша Б. 8. Максим Я. 9. Таня Б. 10. Полина А. 11. Денис С. Пояснительная записка.
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Иак. 2:26
Бог есть положительное добро, положительная правда, положительная истина, положительная красота, – все противоречащее добру, истине, красоте, правде, есть отрицание Бога. Основание всякого добра, всякой правды, истины и красоты в душе человека есть вера в Бога. Из веры в Бога исходит всякое добро, всякая правда, всякая истина и красота. Жуковский В.А. (1781-1852), русский поэт, религиозный публицист
Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное вырождение нации. Все негативные тенденции изменений духовности связаны с падением нравов, распадом семей, ростом алкоголизма и наркомании, появлением большого количества брошенных детей и стариков, беспризорность обусловлены разрушением национально-культурных традиций. Зная доверчивую обращённость дошкольника к внешнему миру, свободное развитие чувств и воображения, бессознательное подражание, а позже перенесение игры в деловые и серьёзные отношения с людьми (лукавость, игривость), хрупкость эмоциональных переживаний легко предвидеть засоренность сознания детей прагматичными жизненными идеалами, неспособность оценить жизненные ситуации с духовно-нравственных позиций требуют от нас обращения к православной культуре. У детей дошкольного возраста легко происходит деформация ценностных ориентиров и картин мира, в результате чего они активно приобщаются к способам жизнедеятельности дегуманизирующим их связи с окружающей действительностью. Происходит духовное растление современных детей. Их основными причинами являются анти-игрушки, зарубежные мультфильмы, новомодная детская литература. Они направляют поступки детей не на миролюбие, доброжелательность и великодушие, а на удовлетворение своих меркантильных желаний или бездумную услужливость по отношению к другим более сильным и жестоким. А это и есть психологическое нездоровье: страхи, агрессивность, безнравственность, озлобленность, эмоциональная глухота и др. Знакомство с православной культурой проводим в трёх направлениях: 1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает понимание правил поведения, сущность добрых дел и отражение их в жизни. 2. Православная культура как творческая деятельность предполагает сочинение сказок, украшение предметов, пение песен и др. 3. Православная культура как язык выражения осваивается как язык православной и духовной культуры и искусства. Для того чтобы решить поставленные задачи, прежде всего, открываем для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят, возрождаем в ребёнке запрос на красивое, светлое, доброе через знакомые для них образы и реальности окружающего мира, учим замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное побуждает доброе. Умение у детей видеть прекрасное пробуждает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы о красивом мире. Всё доброе и красивое, став понятным, помогает нам давать знания о христианском понимании смысла указанных понятий, показать проявление духовности в явлениях окружающей жизни, красоте мира в произведениях, православных праздниках и традициях жизни христиан. Постепенно ребёнок начинает понимать то, что на протяжении почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые и по сей день остаются для всех лицом истории нашего отечества, строили и благо украшали христианские храмы, жилища. Смысл этого невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Доводим до понимания детей, чем жили эти люди, как мыслили, что любили. Без знания родной культуры человек не может быть назван культурным. Духовный человек всегда стремиться к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой и на её основе формируем мировоззрение ребёнка в процессе воспитания и обучения. Поэтому реализация воспитательно-образовательных задач возможна лишь при формировании у ребёнка яркого, эмоционального отношения к принятой в обществе системе ценностей. Для активизации образно-ассоциативного восприятия используем методики эстетического, нравственного воспитания и методики стимулирования навыков художественного творчества, которые определяют отношение ребёнка к объекту изучения. В работе по основам православной культуры осуществляем только личностно-ориентированный подход. Методически он реализуется в форме диалога. Мы идём от формирования знания, пробуждения отношения ребёнка к образу объекта православной культуры к осознанию им средств выражения. Мы стараемся пробудить у ребёнка желание совершать доброе и прекрасное, желание стать хорошим. И тогда дети становятся, по словам В.А. Сухомлинского, - воспитуемыми. Для этого ребёнок должен быть введён диалогически в православную культуру не как её «потребитель», а как её соавтор, принять красивый мир, который его окружает, и зажить им и в нём. Православная культура позволяет нам формировать у детей знания о том, как необходимо преодолевать собственные отрицательные качества, размышлять о нормах нравственного поведения применительно к современной жизни. При обучении исходим от близкого, понятного ребёнку: мира природы, сказки объектов окружающего мира. Знакомство с русской поэзией, классической музыкой, живописью и зодчеством позволяет выделять детям основные понятия православной культуры. Духовно-нравственное воспитание будет иметь успех только в сотворчестве детей, родителей и педагогов. Программа построена в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основана на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека, направлена на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Содержание программы призвано обеспечить целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка благодаря включенности его в отечественную культуру. Программа призвана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа через понимание религии как живой сферы современного общества, что может способствовать воссозданию в современных условиях духовно-нравственного уклада жизни общества и семьи. Цель программы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья. Задачи программы: 1. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания ребенком окружающего мира и направлены на развитие нравственного сознания. 2. Развивающие задачи связаны с формированием внутреннего (духовно-душевного) мира и механизмом нравственной оценки и выбора (в процессе самоанализа и самооценки) и направлены на развитие нравственной позиции. 3. Воспитательные задачи связаны с механизмом нравственного поступка, формированием мотивационной (эмоционально-волевой) сферы личности и направлены на формирование нравственного поведения. Детское объединение по интересам «Основы православной культуры» «Мир – прекрасное творение»» проводится 1 раз в неделю во второй половине дня – общее количество 35, длительность совместной деятельности с детьми составляет 30 минут. В основу организации совместной деятельности определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества. Деятельность организуется в форме: наблюдение, рассматривание, беседа, лепка, аппликация, ручной труд, рисование, дидактические и подвижные игры, выставки детских работ. Учебно-тематический план.
12 декабря 2019 в 19:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.